Защита прав потребителей (часть первая)

  5 января 2019   

28 июня 2012 года Пленумом Верховного Суда Российской Федерации было принято постановление № 17 «О рассмотрении судами гражданских дела по спорам о защите право потребителей». Указанное Постановление, разъясняющее ряд значимых вопросов в области применения судами законодательства о защите прав потребителей и являющееся руководством к действию для нижестоящих судов общей юрисдикции, определило ряд значимых моментов в […]

Защита прав потребителей (часть первая) юридические услуги Мурманск «ЮрГарант»

28 июня 2012 года Пленумом Верховного Суда Российской Федерации было принято постановление № 17 «О рассмотрении судами гражданских дела по спорам о защите право потребителей».

Указанное Постановление, разъясняющее ряд значимых вопросов в области применения судами законодательства о защите прав потребителей и являющееся руководством к действию для нижестоящих судов общей юрисдикции, определило ряд значимых моментов в правоприменительной практике.

Сегодня хотелось бы поговорить о штрафе, взыскиваемом с организации (индивидуального предпринимателя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Многие граждане в настоящее время сталкиваются с нарушением их потребительских прав и отказом организаций в добровольном порядке удовлетворить их законные требования о расторжении договора, возврата уплаченной денежной суммы и т.п.

Вместе с тем, Законом РФ «О защите прав потребителей» четко определены права потребителя, который, в частности, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки; замены на такой же товар другой марки; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;  отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (ст. 18 Закона).

При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе также по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (ст. 29 Закона).

При этом за нарушение сроков удовлетворения каждого требования потребителя, Законом предусмотрено взыскание неустойки (пени), составляющей зачастую достаточно значительную денежную сумму.

Законные требования потребителя подлежат удовлетворению. Однако, далеко не все организации желают возвращать полученные денежные средства, платить неустойку, в связи с чем, потребитель вынужден обращаться в суд, ждать судебного решения, нести определенные расходы, в частности, на оказание квалифицированной юридической помощи, которые хоть и взыскиваются впоследствии судом в его пользу, но получить их обратно он может только после вступления решения суда в законную силу.

Норма Закона предусматривающая наложение на продавца (уполномоченную организацию) штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, призвана побудить продавца (уполномоченную организацию) не доводить дело до суда, проанализировать ситуацию и удовлетворить требования потребителя добровольно, в случае если они основаны на законе.

Однако добровольное удовлетворение требований потребителя происходит далеко не всегда, во многом по причине того, что зачастую руководство тех или иных организаций не всегда может здраво оценить ситуацию, а также, подобное происходит и по причине известной пассивности потребителей, которые не всегда хотят ввязываться в судебные тяжбы, оставляя нарушение своих прав безнаказанным.

Вместе с тем, при применении нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» о наложении на Ответчика по делу штрафа, судами принималось решение о взыскании данного штрафа в пользу государства. Однако,, с учетом разъяснений, содержащихся в вышеупомянутом Постановлении Пленума ВС РФ, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с Ответчика В ПОЛЬЗУ ПОТРЕБИТЕЛЯ штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Такая правоприменительная практика видится более логичной, поскольку штраф, взысканный с организации, позволившей довести дело до суда, будет служить определенной компенсацией моральных и материальных затрат потребителя, побудит его занимать более активную позицию в отношении защиты своих прав.

Руководитель Центра правовой помощи «ЮрГарант» — А.Г. Северин

По всем интересующим Вас правовым вопросам вы можете обратиться в нашу организацию, которая расположена по адресу: г. Мурманск, ул. С. Перовской, д.17, оф. 513, предварительно записавшись по телефону 60-80-60помимо юридической помощи, связанной с защитой прав потребителей, мы оказываем весь спектр юридических услуг в области жилищного, наследственного, семейного, пенсионного, трудового, административного и уголовного права.