ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ права (часть вторая) потребителя в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре

  12 января 2019   

В нашу организацию часто обращаются граждане, которые приобрели какой-либо товар и в процессе эксплуатации, обнаружив в нем недостатки, интересуются, какие они имеют права, на что могут рассчитывать, обратившись по этому поводу к продавцу. Права потребителя и обязанности продавца в данной ситуации регламентируются ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая гласит: потребитель в случае […]

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ права (часть вторая) потребителя в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре юридические услуги Мурманск «ЮрГарант»

В нашу организацию часто обращаются граждане, которые приобрели какой-либо товар и в процессе эксплуатации, обнаружив в нем недостатки, интересуются, какие они имеют права, на что могут рассчитывать, обратившись по этому поводу к продавцу.

Права потребителя и обязанности продавца в данной ситуации регламентируются ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая гласит: потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки; потребовать замены на такой же товар другой марки; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Таким образом, если Вами в товаре обнаружен недостаток, который при приобретении не был оговорен, то есть, Вы не покупали товар, который изначально имел дефект, из-за чего Вам сделали существенную скидку, Вы вправе по своему выбору заявить продавцу указанные требования.

Однако, не для всех видов товаров Законом предусмотрена возможность заявления требований о его замене или возврате. Законом предусмотрены ограничения в отношении так называемых «технически сложных» товаров.

К технически сложным товарам ранее относился лишь незначительный перечень товаров, среди которых были автотранспортные средства, мотоциклы, снегоходы и др. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», к таковым отнесены и системные блоки компьютеров, включая ноутбуки, и многофункциональные устройства с мониторами, телевизоры с цифровыми фото- и видеокамерами с объективами к ним, холодильники со стиральными и посудомоечными машинами, плиты, кофемашины, электрические водонагреватели.

Потребитель, в случае обнаружения недостатков, в таких устройствах, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы, либо предъявить требование о его замене, только если недостаток возник в течение пятнадцати дней со дня передачи товара.

Если же недостаток был выявлен после истечения указанного срока, данные  требования подлежат удовлетворению, в случае, если обнаружен существенный недостаток; продавцом нарушен установленных срок устранения недостатков товара; потребитель лишен возможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Только в указанных случаях требование о возврате денег или замене товара, недостаток в котором возник в пятнадцатидневный срок со дня его покупки, подлежит удовлетворению.

Однако, перечень условий при которых в отношении технически сложных товаров можно рассчитывать на их замену или возврат денег, указанный в ст. 18 Закона, не является исчерпывающим, поскольку понятие существенного недостатка, содержащееся в данной статья, раскрывается в Преамбуле Закона. Под существенным недостатком товара, следует понимать неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Конечно, некоторые критерии этого понятия являются своего рода оценочными, как, например, соразмерность затрат, в частности, временных, на устранение недостатков, однако, продавец в данном случае должен адекватно оценить все фактические обстоятельства, дав им надлежащую, в том числе, и правовую оценку, дабы права потребителя не были нарушены. В противном случае, восстановить права потребителя должен будет суд, наложив на недобросовестного продавца штраф за нежелание в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя, в размере пятидесяти процентов от взысканных сумм, как мы писали в прошлой статье, в пользу потребителя.

Также следует заметить, что понятие «неоднократность» указанное в Преамбуле Закона, также толкуется продавцами по-разному. Кто-то говорит, что применить его можно только тогда, когда недостаток проявляется в третий раз, но это не так. Понятие «неоднократности» во всех отраслях права означает одно — выявление какого-либо негативного фактора (недостатка товара, уклонения от исполнения обязанности, совершения преступления) дважды и более раз. 

Руководитель Центра правовой помощи «ЮрГарант» — А.Г. Северин

По всем интересующим Вас правовым вопросам вы можете обратиться в нашу организацию, которая расположена по адресу: г. Мурманск, ул. С. Перовской, д.17, оф. 513, предварительно записавшись по телефону 60-80-60

помимо юридической помощи, связанной с защитой прав потребителей, мы оказываем весь спектр юридических услуг в области жилищного, наследственного, семейного, пенсионного, трудового, административного и уголовного права.