Защита прав потребителей и так называемый «потребительский экстремизм»
Законодательство о защите прав потребителей было принято в девяностые годы, в непростое для России время, время становления рыночной экономики, когда и товары были в основном крайне низкого качества, и услуги, мягко говоря, оставляли желать лучшего. С потребителя брали деньги, а там уже, что называется, «как пойдет».
«Закон о защите прав потребителей» сложно переоценить, ведь он смог упорядочить эту систему правоотношений, придав некую правовую уверенность лицу, приобретающему товары или услуги для личных бытовых нужд, потребителю. Кроме того, он дал, на наш взгляд, толчок для развития всей сферы экономики.
Закон, как правило, очень лояльно относится к потребителю, рассматривая его как экономически, юридически и в иных смыслах более слабую сторону. А организация или индивидуальный предприниматель по сравнению с гражданином-потребителем – более сильная сторона. Если она и понесет какие-то убытки или расходы, то это должно рассматриваться в рамках предпринимательских рисков и того, принципа, что вся предпринимательская деятельность в России ведется, что называется, на свой страх и риск.
Наверное, этот подход представляется правильным и сбалансированным. Если потребитель, например, требует возврата денег за некачественный товар или услугу или требует соблюдения сроков оказания какой-либо услуги, а организация не идет навстречу, отправляя гражданина в суд, то при разрешении такого рода дела в суде на организацию могут быть наложены штрафы, пени и неустойка, которые могут составлять значительные суммы, иногда превышающие саму стоимость товара или услуги.
Такое положение дел представляется справедливым, поскольку, как говорилось ранее, организация, как юридически, экономически и в иных смыслах более сильная сторона, не должна позволять себе не удовлетворять законные требования потребителя, отправляя его в суд. Но многие граждане могут не иметь желания, что называется, «связываться», тратить какие-то средства на юристов, ждать выплат и прочее, и тогда организации не грозят никакие негативные последствия при несоблюдении сроков оказания услуги, например, или продажу товара ненадлежащего качества.
Однако если гражданин все же обращается в суд, то предусмотренные Законом неустойка, штрафы и пени могут быть взысканы в пользу потребителя с организации, которая в добровольном досудебном порядке требования гражданина выполнить отказалась. К таким штрафам относятся пени за просрочку исполнения обязательств, которые составляют от одного до трех процентов от стоимости товара или услуги, но не выше общей их стоимости. Также Законом предусмотрен штраф за невыполнение требований потребителя в досудебном порядке в размере до 50 процентов от взысканных судом денежных сумм. Кроме того, все услуги юристов, экспертов и прочих специалистов, если таковые привлекались к участию в деле, также будут компенсированы за счет организации.
Например, если цена услуги или товара составила 50 000 рублей, сумма неустойки также может составить не более 50 000 рублей, такую уже сумму составит и пятидесятипроцентный штраф от взысканных сумм. Таким образом, вместо 50 000 рублей организация, которая не выполнила требования потребителя, например, о возврате денежных средств за товар ненадлежащего качества, уплатит сумму в размере 150 000 рублей, то есть в три раза превышающую сумму самого товара, а также компенсирует все расходы по делу.
При таких обстоятельствах многие организации, в том числе и на законодательном уровне, говорят про так называемый «потребительский экстремизм» - злоупотребление правами, предоставленными законодательством с целью извлечения незаконной выгоды, нанесения ущерба бизнесу или искусственного создания конфликтных ситуаций. Цель такого поведения — получить материальную выгоду, а не защитить свои нарушенные права.
Несомненно, такие случаи встречаются и в нашей практике, когда доверитель, например, откровенно хочет получить с какой-либо организации деньги. Однако, на наш взгляд, это происходит нечасто, и для таких случаев, а в общем и для всех остальных, у организаций есть действенный способ защиты - удовлетворять законные требования потребителей в добровольном порядке, тогда не придется платить никакие штрафы и пени, и никакой незаконной выгоды у потребителя, даже прибегающего к нечестным методам, не возникнет.
На наш взгляд, гораздо больше случаев, когда в области реализации товаров и услуг, банковских, страховых и иных продуктов, потребитель, не желая «связываться» с организацией, не идет в суд для защиты своих прав, и организация, не соблюдающая Закон «О защите прав потребителей», остается безнаказанной.