Запрет на навязывание потребителю дополнительных услуг
Законодательство в области защиты прав потребителей запрещает навязывать потребителю какие-либо услуги, обусловливать получение одних услуг или приобретение одних товаров обязательным получением других услуг или приобретением других товаров. То есть, другими словами, если гражданин обратился за получением услуги или приобретением товара, то какие-либо отдельные, дополнительные или иные услуги или товары ему в обязательном порядке приобрести предлагать нельзя, а на приобретение таких дополнительных товаров или услуг должно быть отдельное волеизъявление гражданина, который должен быть в таком волеизъявлении и выборе совершенно свободен.
Нередки случаи, когда недобросовестные компании, желая получить дополнительную прибыль, навязывают потребителю услуги, за получением которых он не обращался и в них абсолютно не нуждался. Это может происходить в области приобретения транспортных средств, в страховом или банковском секторе.
Лет 10-15 назад, например, потребителю при приобретении банковских продуктов, получении кредита в обязательном порядке предлагалось произвести оплату за ведение ссудного счета, оплатить комиссии за выдачу денежных средств и прочее. Суды в то время устанавливали факт неправомерности такого рода комиссий и оплат, поскольку гражданин обратился за получением, например, кредита и по кредитному договору должен получить денежные средства и вернуть их с процентами.
По прошествии времени организации, желающие навязать какие-то дополнительные услуги и получить дополнительную прибыль стали указывать в документах, подписываемых потребителем при заключении сделки, что потребитель как будто добровольно пожелал получить такую дополнительную услугу, как будто это его собственное и свободное волеизъявление. При наличии таких документов, которые большинство потребителей и не читают, суды начали отказывать потребителям в исках о признании таких условий договора недействительными. Граждане, обращаясь, например, в автосалон за приобретением автомобиля, часто уходили оттуда со страховками жизни, здоровья, дополнительным оборудованием на автомобиль, услугами телемедицины, помощи на дорогах и прочими услугами и товарами, которые не планировали приобретать, однако эти услуги составляли чуть ли не четвертую часть от стоимости новенького автомобиля. Судебная практика даже при таких обстоятельствах складывалась в тот период не в пользу потребителя.
Через некоторое время, благодаря имеющимся прецедентам и положительным решениям высших судов в пользу потребителя, законодателем было принято решение ввести непосредственно в Закон «О защите прав потребителей» норму, однозначно запрещающую навязывать потребителю дополнительные услуги. Таким образом, если гражданин не планировал приобретать какие-то товары или услуги, однако вынужден был это сделать по сути против своей воли, такие условия договора и сам договор в целом могут быть признаны судом недействительными.
Право и возможность свободного и компетентного выбора товаров или услуг со стороны потребителя является одним из основных принципов действующего законодательства в этой сфере, а все условия договора с потребителем, противоречащие или ухудшающие его условия по сравнению с Законом, являются недействительными. В настоящее время законодатель устранил некоторые противоречия в действующем законодательстве для более понятного и единообразного его применения в судебной практике.