Переговорный процесс
Как говорится в одной известной пословице, «худой мир лучше доброй ссоры». Во многом это действительно так, в том числе это касается и вопросов, связанных с юриспруденцией. Зачастую бывает легче договориться, чем ввязываться в многомесячные судебный тяжбы, причем иногда с непредсказуемым результатом. Поэтому всегда лучше договариваться и иметь возможность обсудить в переговорном процессе какие-то взаимные уступки, снижение сумм, на выплате которых настаивает какая-либо из сторон, снижение неустойки или штрафных санкций, период рассрочки. Таким образом, в переговорном процессе могут выиграть обе стороны.
Однако, несмотря на общую привлекательность достижения договоренностей вместо судебных тяжб, в некоторых категориях дел такие договоренности встречаются достаточно редко. Например, к такой категории дел относятся дела о возмещении причиненного ущерба. Такой ущерб может быть причинен в результате ДТП, залития жилого помещения, в других случаях, когда причинен ущерб имуществу гражданина и этот ущерб подлежит компенсации. В таких делах, как ни странно, сторона, причинившая ущерб, полагает обычно, что ущерб очень незначителен, и она готова компенсировать лишь его небольшую часть, в то время как по независимой оценке сумма ущерба получается куда более значительной. В таких делах, как правило, приходится обращаться в суд, и сторона, причинившая ущерб и не желавшая договариваться, вынуждена оплачивать и сам ущерб, и все понесенные по делу расходы, а порой и штрафные санкции.
Еще одна категория дел, где договориться сторонам практически невозможно, - это споры с государственными, муниципальными или крупными коммерческими учреждениями. В таких спорах, чего бы они ни касались, такого рода организациями признается только решение суда, даже если оно не в их пользу. Такое положение вещей связано с тем, что там просто не с кем договариваться в том смысле, что нет какого-то одного человека, который готов был бы взять на себя ответственность за удовлетворение требований, поскольку над государственными и муниципальными служащими есть свои начальники, а над директором в коммерческой организации, как правило, - собственник.
В то же время одной из категорий дел, в которых возможен переговорный процесс или окончание дела мировым соглашением, являются семейные споры, например о разделе имущества супругов, или дела, вытекающие из Закона «О Защите прав потребителей». В таких делах стороны понимают, что, например, раздел всего имущества строго пополам, имея в виду, например, объекты недвижимости, транспортные средства, может и не соответствовать интересам ни одной стороны. Решение же дела мировым соглашением с взаимными уступками, когда какой-то из сторон переходит имущество, исходя из порядка пользования таким имуществом, некой его значимости и полезности для каждой из сторон, может как раз отвечать интересам обеих сторон.
Также в делах по защите прав потребителей мы видим возможность для сторон договариваться, поскольку такие дела, как правило, связаны с достаточно большими штрафными санкциями, возлагаемыми на организации, нарушившие права потребителя, и нежеланием организаций эти штрафы платить. С другой стороны, со стороны потребителя, в такой категории дел существует возможность пойти на уступки как раз в размере указанных штрафов и получить досудебное удовлетворение своих требований или мировое соглашение уже в суде.
Таким образом, возможность договариваться и достижение договоренностей - важный инструмент, применяемый как до самого судебного процесса, так и уже в суде, и при определенном стечении обстоятельств в выигрыше могут остаться все.