Некоторые нюансы при обращении в страховую компанию по договорам имущественного страхования транспортных средств (КАСКО)
По договору имущественного страхования транспортных средств (КАСКО) по застрахованному риску «ущерб» страхуется имущество, то есть само транспортное средство, вне зависимости от того, по чьей вине наступил страховой случай: по вине третьих лиц или самого собственника ТС. Актуальным данный вид страхования также будет в случае, если лицо, виновное в причинении ущерба, не установлено. То есть, говоря простыми словами, при любом повреждении ТС можно обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба. Это основное отличие такого рода договора страхования от страхования в рамках ОСАГО, при котором страхуется только ответственность владельца ТС перед третьими лицами за причиненный ущерб.
В случае договора имущественного страхования и повреждения застрахованного ТС возможно обратиться в страховую компанию за урегулированием убытка.
Вместе с тем при таком обращении необходимо учесть ряд моментов, которые могут значительно облегчить дальнейшее взаимодействие со страховой компанией и не допустить отказа в страховом возмещении.
Все нюансы, на которые следует обратить внимание, должны содержаться в договоре страхования, то есть в страховом полисе и в правилах страхования.
Первое, на что следует обратить внимание, - это форма возмещения. Как правило, в настоящее время договоры страхования заключаются на условиях натурального возмещения ущерба, то есть произведения восстановительного ремонта ТС. Необходимо обратить внимание на то, где может быть отремонтировано поврежденное ТС, может ли страховая компания направить ТС на ремонт к официальному дилеру. Это будет актуально, например, если автомобиль находится на гарантии. Если такая возможность предусмотрена в договоре, то необходимо настаивать на произведении ремонта именно у официального дилера. На практике встречаются случаю, когда даже в отсутствие такого условия в договоре страхования страховые компании все же направляют гарантийные ТС на ремонт к дилеру.
Второй момент, на который стоит обратить внимание, – это какие документы необходимо представить страховщику при подаче заявления. В договоре страхования может быть предусмотрено, например, обращение без документов из компетентных органов при повреждении стеклянных элементов ТС либо одного элемента кузова и прочее. С такими условиями необходимо внимательно ознакомиться, и если повреждение ТС гражданина не подпадает под условие возможного отсутствия документов из компетентных органов, то обязательно необходимо зафиксировать имеющееся повреждение, вызвав сотрудников ГИБДД (если повреждение произошло в результате ДТП) или участкового, если повреждение произошло в результате действий третьих лиц.
Также в договоре страхования стоит обратить внимание на наличие или отсутствие франшизы, то есть невыплачиваемой части страхового возмещения. Размер франшизы может быть разным, и если, например, сумма франшизы составляет 50 000 рублей (напомню, это та сумма, которая не будет выплачена), а ремонт составит 70 000, то страховая компания оплатит лишь часть стоимости ремонта в сумме 20 000 рублей, а сумму франшизы придется оплатить самому владельцу ТС. Если же, касаясь рассматриваемого примера, сумма ремонта будет меньше суммы, указанной в договоре франшизы, то всю сумму ремонта придется оплатить владельцу ТС самостоятельно. При таких обстоятельствах обращение в страховую компанию, возможно, будет неактуально. Это, например, такой случай, когда поврежденные элементы можно самостоятельно заполировать, а не красить, затратив небольшие деньги, не выплачивая франшизу и не увеличивая себе стоимость страховки на следующий год.