Некачественное оказание услуг (медицинские услуги). Часть 1
Статья 4 Закона «О защите прав потребителей» говорит о том, что исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
К сожалению, гражданин, обратившийся за оказанием услуг в любой сфере, может столкнуться с тем, что такие услуги могу быть оказаны некачественно. Требования к качеству оказанных услуг может содержаться в нормативно-правовых актах, а в случае гражданско- правового спора итоговую оценку в этом смысле дает суд. Не является исключением и оказание медицинских услуг, когда речь идёт о некачественном оказании услуг, хотя, возможно, это встречается не так часто, как, например, оказание услуг в сфере строительных работ. Но все же такие случаи бывают.
Можно привести несколько примеров из недавних обращений клиентов по поводу некачественного оказания стоматологических услуг. В этих случаях либо были произведены медицинские манипуляции с нарушением предъявляемых к таким манипуляциям требований, и это привело к ухудшению состояния здоровья потребителя, либо установлены конструкции не из того материала, о котором заявлялось при заключении договора, либо конструкции установлены неверно с эстетической или медицинской точки зрения.
Также можно привести пример недавно положительно разрешенного дела о некачественно оказанных услугах по ринопластике (исправлению искривленной носовой перегородки), когда после многочисленных судебных разбирательств и экспертиз Мурманский областной суд все-таки встал на сторону потребителя, удовлетворив заявленные требования о взыскании денежной компенсации морального вреда и всех расходов, понесенных по делу.
Итак, при наличии признаков того, что медицинские услуги были оказаны некачественно, возможно попытаться решить данный вопрос в досудебном порядке, а при отсутствии положительного результата при реализации такого порядка – инициировать судебное разбирательство.
Потребитель в случае некачественного оказания медицинских услуг вправе требовать расторжения договора на оказание таких услуг, возмещения понесенных расходов, например на устранение дефектов, возникших при оказании такой некачественной услуги, другими специалистами, а также возмещения понесенных по делу судебных расходов. Также потребитель вправе требовать денежную компенсацию морального вреда, поскольку это предусмотрено Законом «О защите прав потребителей», а также потому, что в таких делах можно констатировать нарушение личных неимущественных прав гражданина – повреждение его здоровья в определенной мере.
Важно отметить, что в такого рода делах в суде, как правило, назначается проведение медицинской экспертизы, где подробно анализируются произведенные медицинские манипуляции, их соответствие предъявляемым к таким манипуляциям требованиям. По результатам такой экспертизы суд делает окончательный вывод о том, оказана услуга качественно или нет.