Возврат денежных средств за путевку. Часть 2
В предыдущей программе мы говорили о том, что делать, если приобретенный у туроператора тур не получается реализовать. Это может быть связано, во-первых, с невозможностью туроператора предоставить соответствующую услугу в связи с проблемами с отелем или авиакомпанией, закрытием границ или политической обстановкой. Во-вторых, это может произойти по причине того, что сам гражданин (потребитель) желает от приобретенного тура отказаться.
Мы говорили о том, что, если невозможность реализации тура возникла, так скажем, по вине потребителя, существует все-таки возможность потребовать возврата уплаченной за тур денежной суммы в полном объеме.
Для возврата денежных средств необходимо обратиться с претензией к туроператору или турагенту, у которого непосредственно приобретался тур. Лучше составить обращение в оба адреса, поскольку не всегда можно четко проследить, перечислил ли турагент всю уплаченную потребителем денежную сумму туроператору и кто несет ответственность за ее возврат в конкретный момент времени. Письменную претензию лучше направить по почте заказным письмом или вручить лично, письменно зафиксировав факт передачи документа.
Если в десятидневный срок возврата денежных средств не произошло, это является основанием для обращения в суд с требованием возврата уплаченных денежных средств, денежной компенсации морального вреда, понесенных расходов, а также наложения штрафных санкций по Закону «О защите прав потребителей».
Зачастую туроператоры при заявлении требований о возврате денежных средств предлагают не возвращать уплаченную сумму, а «заморозить» ее и использовать для приобретения другого тура в настоящее время или в будущем. Если поменять тур, с реализацией которого возникли сложности сразу же, то есть в этом же сезоне, не получается, можно оставить деньги у туроператора, если есть уверенность в самом туроператоре, в его надежности, невозможности его ухода с рынка в ближайшее время. При этом также должна быть уверенность в том, что гражданин захочет приобрести тур в следующем сезоне. Если такой уверенности нет, мы бы рекомендовали настаивать именно на возврате уплаченных денежных средств.
Судебные процессы по таким делам проходят в суде по месту жительства потребителя вне зависимости от места нахождения туроператора или турагента, поскольку такие споры подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей». Также по данной категории дел мы видим достаточно лояльное отношение суда к потребителю, однако стоит отметить, что злоупотреблять своими правами в этом смысле не стоит: как говорится, «худой мир лучше доброй ссоры». В случае если реализация тура невозможна и не удалось достичь договоренности , то судебный порядок защиты прав потребителя бывает достаточно действенным.