Почему выплата со стороны страховой компании по ОСАГО не покрывает ремонт поврежденного ТС?

Почему выплата со стороны страховой компании по ОСАГО не покрывает ремонт поврежденного ТС?

Нередко к нам обращаются граждане, попавшие в ДТП и не являющиеся его виновником, с вопросом о том, почему выплата со стороны страховой компании не покрывает расходы на фактический ремонт ТС.
Это происходит потому, что законодательство об ОСАГО в последние годы претерпело достаточно большие изменения. В частности, одним из таких изменений является то, что расчет восстановительного ремонта в области ОСАГО происходит по специальным нормативам: стоимость запасных частей рассчитывается по базе РСА (Российского союза автостраховщиков), ремонтные работы - по так называемой "банковской методике", то есть методике, утвержденной ЦБ. Указанные нормативы, мягко говоря, не всегда соответствуют положению вещей на рынке соответствующих запчастей, на рынке работ по ремонту ТС и, как правило, оказываются меньше расчетов, которые владелец ТС вынужден произвести для ремонта своего поврежденного ТС.
То есть можно сделать вывод о том, что страховое возмещение в области ОСАГО в настоящее время не носит статуса полной компенсации причиненного в ДТП ущерба.
Другой вопрос, что в законодательстве в области ОСАГО предусмотрен принцип приоритета ремонта поврежденного ТС со стороны страховой компании, однако проведение такого ремонта со стороны страховщика мы наблюдаем достаточно редкона том, видимо, основании, что денежных средств по указанным выше расчетам для ремонта просто не хватает.
Возникает вопрос: что же делать в подобной ситуации? Для начала мы рекомендуем нашим клиентам провести осмотр поврежденного ТС с участием специалиста - оценщика, который может сделать предварительный расчет с целью установления, какова же должна быть сумма страховой выплаты со стороны страховой компании и не занижена ли произведенная выплата, а также может сделать предварительный расчет стоимости восстановительного ремонта, ориентируясь на рыночные, то есть реально существующие цены. И вот разницу между произведенной выплатой и рыночной стоимостью ремонта можно взыскивать с виновника ДТП, основываясь на положениях законодательства о том, что причиненный ущерб должен быть компенсирован в полном объеме. Об этом говорят, в частности, ст. ст. 15 и 1064 ГК РФ.
Такое положение вещей зачастую является достаточно удивительным как для потерпевшей стороны, так и для стороны, причинившей ущерб, наверное даже в большей степени. Автолюбители полагают, что если лимит ответственности в 400 000 рублей не превышен, то это только зона ответственности страховой компании. К сожалению, основываясь на вышесказанном, а также на многочисленной судебной практике, могу сделать однозначный вывод, что это не так.
Мы периодически слышим о каких-то законопроектах в этой области, которые могли бы несколько изменить ситуацию, но на настоящий момент никаких серьезных обсуждений в этом направлении у законодателя мы не наблюдаем, вследствие чего и потерпевший в ДТП вынужден обращаться в суд с довзысканием суммы ущерба, и виновник при наличии страховки вынужден отвечать по данным обязательствам.