Защита прав потребителей часть 1
Защита прав потребителей часть 2
Защита прав потребителей часть 3

Защита прав потребителей (часть первая)

В преддверии новогодних праздников, когда потребительская активность в определенном смысле растет, поговорим о некоторых особенностях законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Отдельные аспекты правового регулирования данной сферы мы уже обсуждали. Хотелось бы напомнить, что ранее мы говорили о понятии "потребитель", под которым понимается лицо, приобретающее товары или заказывающее услуги для личных бытовых нужд, говорили о потребителе в экономическом, юридическом и иных смыслах как более слабой стороне правоотношений по сравнению с организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги или реализующими товары; говорили о более лояльном, как правило, отношении со стороны суда к потребителю, говорили о возможности взыскания в судебном порядке с организации, помимо основной суммы, уплаченной, например, за некачественный товар или услугу, денежной компенсации морального вреда, неустойки и штрафа до 50 процентов от взысканных судом денежных сумм.
При приобретении товара в магазине в преддверии новогодних праздников поговорим о непродовольственных товарах. Важно помнить, что лучше сохранять чеки на эту покупку, для того чтобы в случае обнаружения брака или какого-либо иного недостатка товара можно было бы обратиться в магазин с требованием о замене товара или возврате денежных средств. Вместе с тем отсутствие чека по Закону не является основанием для отказа в удовлетворении требования потребителя относительно приобретенного товара, однако в отсутствие чека процесс предъявления претензии может быть несколько сложнее и дольше. При возникновении подобного рода случаев я рекомендовал бы подтверждать приобретение товара распечаткой с банковской карты, если чек не сохранился. При предъявлении такого документа необходимо попросить продавца восстановить чек, основываясь на дате и сумме покупки в банковском документе. Причем это возможно сделать, если даже прошло достаточно большое количество времени.
Могу привести пример из личного опыта: два года назад, как раз перед новогодними праздниками, я приобретал жене в подарок сумку в одном из мурманских магазинов. В покупке все устраивало, однако по прошествии более чем года эксплуатации у сумки начала трескаться кожа на ручке, что влияло как на эстетический вид сумки, так и на тактильные ощущения при ее эксплуатации. Я обратился в магазин (напомню, что с момента приобретения до момента предъявления претензии прошло почти два года). Как правило, на каждый товар устанавливается гарантийный срок, то есть срок, в течение которого потребитель вправе обратиться к продавцу в случае обнаружения в товаре недостатка. Причем установленный магазином гарантийный срок не может быть меньше, чем гарантийный срок, установленный производителем. Вместе с тем Законом "О защите прав потребителей" установлено понятие "существенного недостатка", то есть, в частности, неустранимого недостатка или недостатка, который невозможно устранить без существенных временных или финансовых затрат. Так вот, при возникновении такого недостатка можно предъявлять требования относительно качества товара не только в течение гарантийного срока, но и в течение всего срока эксплуатации товара.

Защита прав потребителей (часть вторая)

Говоря в преддверии новогодних праздников о росте потребительской активности в части приобретения непродовольственных товаров, о нюансах законодательства в сфере защиты прав потребителей, мы уже упоминали о важности сохранения чеков на покупку, о гарантийном сроке и понятии "существенного недостатка" товара, при обнаружении которого возможно предъявлять требования и за пределами гарантийного срока. Также я приводил пример о приобретенной два года назад сумке, относительно качества которой я обратился с претензией в магазин.
Конечно, каждую конкретную ситуацию необходимо рассматривать отдельно, и в случае спора окончательное решение будет принимать суд, который может назначить, в частности, товароведческую экспертизу по делу, но нужно помнить, что приобретенная вещь не может полностью развалиться после истечения гарантийного срока, и в случае необходимости занимать активную позицию по защите своих прав.
Тут важно заметить, что я лично не являюсь сторонником так называемого "потребительского экстремизма", когда потребитель, понимая лояльное к нему отношение рассматриваемого закона, хочет просто получить по максимуму. Следует отметить также, что такие ситуации, как правило, очень видны со стороны, в том числе и суду. Однако предпринимать разумные и достаточные действия в направлении защиты своих прав, на мой взгляд, необходимо.
Возвращаясь к примеру относительно приобретенной два года назад сумки, я, руководствуясь положениями Закона о существенном недостатке товара, обратился в магазин, предъявив распечатку со счета банковской карты и попросив восстановить кассовый чек и заменить некачественный товар. В силу Закона и понимания действующей судебной практики я был уверен в своей правоте, однако были определенные опасения, что сотрудники магазина мне откажут и вопрос придется решать в судебном порядке. Но, к моему удивлению, вопрос обмена товара на новый был решен в тот же день, что свидетельствует о добросовестности руководства магазина, его сотрудников, которые не стали тянуть время и, что называется, "вставлять палки в колеса".
Законодательство о защите прав потребителей, как мы говорили ранее, в плане взыскания в пользу потребителя различных штрафных санкций, расходов на юридическое сопровождение подводит продавцов к мысли об экономической нецелесообразности ввязываться в судебные тяжбы, если есть понимание, что потребитель прав, поскольку после решения суда продавец может заплатить гораздо больше. Однако, повторюсь, это утверждение можно считать верным, только если потребитель не злоупотребляет своими правами и желает, попросту говоря, "нажиться" на организации, продающей товары. Повторюсь, что такие ситуации всегда достаточно очевидны со стороны.
Однако, если гражданин прав, а продавец ведет себя недобросовестно, судебный порядок защиты прав потребителя бывает достаточно действенен.

Защита прав потребителей (часть третья)

Говоря в преддверии новогодних праздников о росте потребительской активности в части приобретения непродовольственных товаров, о нюансах законодательства в сфере защиты прав потребителей, мы уже упоминали о важности сохранения чеков на покупку, о гарантийном сроке и понятии "существенного недостатка" товара, при обнаружении которого возможно предъявлять требования и за пределами гарантийного срока. Также я приводил пример о приобретенной два года назад сумке, относительно качества которой я обратился с претензией в магазин и обмен которой был согласован в этот же день .
Еще один пример из личного опыта связан с приобретением мною в одном из магазинов нашего города пиджака. Через какое-то время после покупки на пиджаке незначительно разошелся шов. Даже не думая вначале о гарантийных обязательствах , я обратился в магазин, зная, что там есть портной, который может за дополнительную плату зашить разошедшийся шов. При обращении я получил ответ относительно того, что такого быть не должно и мне готовы заменить данный товар на новый. С момента приобретения товара прошло более года.
Причем, хочу отметить, в двух рассматриваемых примерах мне не пришлось цитировать нормы закона или пугать продавцов судом. Все происходило в рамках обычного общения между покупателем и продавцом.
Повторюсь, что я лично не являюсь сторонником так называемого "потребительского экстремизма", когда потребитель, понимая лояльное к нему отношение рассматриваемого закона, хочет просто получить по максимуму. Следует отметить также, что такие ситуации, как правило, очень видны со стороны, в том числе и суду. Однако предпринимать разумные и достаточные действия в направлении защиты своих прав, на мой взгляд, необходимо .
Также, наверное, важно отметить, что в соответствии с Законом приобретенный товар возможно вернуть продавцу в течение четырнадцати дней с момента покупки по любым основаниям, например таким, как - "товар не подошел". Конечно же, это можно сделать, если товар не эксплуатировался. Действующее законодательство содержит перечень товаров, которые не подлежат возврату по указанной причине, - это технически сложные товары, например: телефоны, смартфоны, телевизоры, автомобили и прочее. Такой технически сложный товар возможно вернуть, только если в течение указанного четырнадцатидневного срока будет выявлен какой-либо недостаток или неисправность в товаре. Причем неважно, является ли данная неисправность устранимой или нет, основания для возврата товара и получения уплаченных за него денежных средств при таких обстоятельствах существуют.