Действия водителя - потерпевшего после произошедшего ДТП (часть первая)
В настоящее время, особенно учитывая определенныепогодные условия, в нашу компанию часто обращаются автолюбители, попавшие в ДТП, с запросом о помощи в получении компенсации ущерба, причиненного транспортному средству, со страховой компании или виновника ДТП.
В связи с этим поговорим о действиях водителя после произошедшего ДТП, а также об иных связанных с данной тематикой нюансах.
Итак, после произошедшего ДТП участникам случившегося необходимо остановиться как можно ближе к месту происшествия, если ДТП произошло в движении. Это необходимо, чтобы при наличии спора о вине в ДТП была максимально сохранена картина произошедшего: тормозные пути, расстояния и прочее. Необходимо осмотреть имеющиеся повреждения и лучше сразу зафиксировать их с применением фотофиксации.
Необходимо отметить, что, если при диалоге с другим участником ДТП становится очевидно, что он не признает свою вину, а вы в то же время уверены в свой невиновности, необходимо обязательно вызвать на место сотрудников ДПС для опроса участников ДТП, возможных свидетелей, а главное, для фиксации места ДТП со всеми деталями, расстояниями. При таких обстоятельствах не стоит ехать в ГИБДД самостоятельно и тем более составлять так называемый "Европротокол", поскольку при оставлении места ДТП могут быть утрачены доказательства виновности участников ДТП, и, даже если вы не виноваты, органом ГИБДД или судом может быть признана обоюдная форма вины или даже ваша вина. При наличии свидетелей ДТП желательно взять их данные, для того чтобы потом можно было заявить о них в органах ГИБДД или в суде.
При наличии спора о вине необходимо попросить сотрудников ДПС сделать все необходимые замеры как тормозных путей (при их наличии), так и расстояний между ТС, их расположение в соответствии с дорожной разметкой и прочее. Если на месте ДТП имеются свидетели, необходимо заявить о них сотрудникам ДПС, даже если они ушли с места ДТП, но имеются их данные.
Если спора о вине в ДТП нет, то возможно приехать для оформления ДТП непосредственно в ГИБДД, предварительно составив на месте схему ДТП, сфотографировав расположение ТС и имеющиеся повреждения. Повторюсь, так, на мой взгляд, стоит поступать, если нет спора о вине в ДТП.
В практике нашей компании встречались случаи, когда стороны ДТП обо всем договариваются, едут в ГИБДД, однако водитель, который только что признавал вину, до ГИБДД не доезжает. Чтобы защитить свои права в такой ситуации, лучше сфотографировать документы предполагаемого виновника и попросить его написать в схеме места ДТП о том, что он признает свою вину. Можно также дополнительно зафиксировать признание вины на видео.
Действия водителя - потерпевшего после произошедшего ДТП (часть вторая)
Мы рассмотрели некоторые аспекты действий водителя после произошедшего ДТП, а также два варианта оформления ДТП - это вызов сотрудников ДПС на место и самостоятельное направление в ГИБДД для оформления ДТП после фиксации произошедшего.
Напомню, что оформление на месте с вызовом сотрудников ДПС будет актуально, если имеется спор о вине. Сотрудники ДПС смогут в таком случае зафиксировать расположение ТС на проезжей части, сделать соответствующие замеры, опросить очевидцев, что в последующем может помочь в установлении вины конкретных участников ДТП, а зафиксированные сведения будут являться доказательствами в суде.
Оформление ДТП непосредственно в ГИБДД, происходит в соответствии с п. 2.6 Правил дорожного движения, на основании которого, если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ДПС для оформления ДТП. Перед поездкой, как говорилось ранее, лучше произвести фото- и видеофиксацию всех обстоятельств и факта согласия второго участника ДТП с виной в нем.
Существует еще вариант оформления - так называемый "Европротокол", то есть заполнение извещения о ДТП обоими участниками ДТП при отсутствии спора о вине. В последующем с данными документами возможно обращаться в страховую компанию. Вместе с тем, к оформлению Европротокола предъявляется ряд требований, в том числе связанных с максимальной суммой компенсации в таком порядке. Я не буду претендовать на абсолютную правоту в этом смысле, но из опыта могу сказать, что оформление Европротокола представляется мне менее предпочтительным ввиду ряда возможных сложностей, если относительно ДТП возникнет гражданско-правовой спор. Данный порядок оформления ДТП подойдет, возможно, при совсем небольших повреждениях, например царапине на бампере, когда вследствие их незначительности хочется минимизировать временной ресурс.
Документы относительно произошедшего ДТП, оформленные сотрудниками ДПС, так скажем, представителями власти, будут гораздо более весомым доказательством при спорах со страховой компанией или другими участниками ДТП, чем самостоятельно оформленные документы в рамках Европротокола.