Некоторые случаи, которые подпадают под действие Закона "О защите прав потребителей"
Мы уже говорили о том, какие правоотношения подпадают под действие Закона "О защите прав потребителей", говорили о лояльном, как правило, отношении Закона и суда к потребителю как к экономически, юридически и в иных смыслах более слабой стороне данных правоотношений.
Мы отмечали, например, отсутствие необходимости оплачивать госпошлину при обращении в суд, невозможность ограничения прав потребителя в договоре по сравнению с Законом, возможность предъявления потребителем претензий даже при отсутствии чека или договора, возможности взыскания в судебном порядке штрафных санкций и неустойки.
Рассмотрим подробнее примеры не самых, на мой взгляд, очевидных правоотношений, которые также подпадают под Закон "О защите прав потребителей".
Если гражданин приобретает товар в магазине, например транспортное средство или бытовую технику, или заказывает услуги по ремонту квартиры, понятно, что эти правоотношения подпадают под действие рассматриваемого Закона.
Однако есть не совсем очевидные ситуации, которые также подпадают под действие данного Закона.
Это касается, в частности, потребителей так называемых "финансовых услуг". Например, взаимодействие со страховыми компаниями, которые реализуют свои обязательства по страховому возмещению ущерба, причиненного в результате ДТП, также подпадает под действие рассматриваемого Закона. Кроме законодательства в области ОСАГО это относится ко всем страховым продуктам (КАСКО, страхование жизни и здоровья и прочее).
Также подпадает под действие Закона "О защите прав потребителей" и взаимодействие с банками при получении кредитов, обслуживании счетов, размещении вкладов.
Важно отметить, что при обращении в суд потребителя финансовых услуг существует предусмотренная Законом обязанность по досудебному урегулированию спора путем направления досудебной претензии и обращения в Службу финансового уполномоченного. Правовой институт финансового уполномоченного создан несколько лет назад с целью защиты прав потребителя финансовых услуг, разгрузки судов общей юрисдикции и более быстрого разрешения споров такой категории. Задумка, на мой взгляд, неплохая, но, как мы видим в рамках сложившейся практики, финансовый уполномоченный крайне редко встает на сторону потребителя, и защищать свои права гражданину в итоге приходится в суде, а такое нововведение только лишь отдаляет во временном смысле реальное восстановление прав гражданина
Последнее, что хотелось бы отметить в смысле правоотношений, подпадающих под Закон "О защите прав потребителей", и что, на мой взгляд, не является слишком очевидным, - это правоотношения с управляющими компаниями при залитии жилых помещений, произведению перерасчетов и прочее. При возникновении данных правоотношений также можно использовать все возможности и преимущества, который дает рассматриваемый Закон.