Преимущества Закона "О защите прав потребителей"

Преимущества Закона "О защите прав потребителей"

Ранее мы говорили о Законе "О защите прав потребителей" и рассматривали примеры, когда сложившиеся правоотношения подпадают под действие данного закона. Установить это достаточно важно, поскольку, как уже говорилось, если этот Закон применим к конкретным правоотношениям, это позволяет воспользоваться рядом его преимуществ.
Какие же преимущества дает рассматриваемый Закон потребителю?
Во-первых, иски в суд с ценой иска до миллиона рублей не облагаются государственной пошлиной.
Второй момент заключается в том, что нельзя ущемлять права потребителя в соответствии с Законом. То есть если в договоре прописана неустойка за нарушение сроков выполнения работ в размере сотых долей процента или ставки рефинансирования, а на основании Закона неустойка составляет, например, 3 процента в день, то будет применяться неустойка, предусмотренная Законом, а не договором.
Также в случае если между сторонами не был заключен договор, однако правоотношения касаются оказания услуг, например ремонта в квартире, ремонта бытовой техники и прочего, а лицо, оказывающее такие услуги, даже не имея статуса индивидуального предпринимателя, оказывает их на профессиональной основе, то есть не разово, - такие правоотношения также будут подпадать под действие Закона "О защите прав потребителей". Однако такую позицию придется доказывать в суде, ссылаясь, например, на рекламу, которую дает исполнитель услуг, его сайт, лиц, которым он уже оказывал подобные услуги. Поэтому в правовом смысле лучше не допускать ситуаций, когда оказание услуг происходит без заключения договора.
Также, если у гражданина отсутствует чек на приобретенный товар, это не является основанием для отказа, например, в претензии по качеству данного товара.
Кроме того, при подаче иска по делу о защите прав потребителей истец вправе требовать помимо основной суммы, например, за товар или ущерб, неустойку - предусмотренную Законом денежную компенсацию морального вреда, денежные средства, затраченные на услуги юриста и эксперта, а также штраф до 50 процентов от взысканных судом денежных сумм.
Рассмотренные ситуации говорят нам о том, что Закон "О Защите прав потребителей" по своему названию и смыслу весьма лояльно относится к потребителю, поскольку гражданин в таком случае является финансово, юридически и в иных смыслах более слабой стороной по сравнению с предпринимателем или организацией, оказывающими услуги или реализующими товары.
Вместе с тем нужно помнить, что такое лояльное отношение не должно трактоваться потребителем как способ нажиться на организации, допустившей в своей работе какую-то ошибку. Такие случаи всегда очевидны в судебном процессе. Однако, как правило, в числе наших клиентов - граждане, которые действительно пытались договориться с противоположной стороной и, исчерпав все досудебные способы защиты, обращаются в суд.
Мы рассмотрели отдельные преимущества Закона "О защите прав потребителей". В дальнейшем чуть подробнее остановимся на иных, не самых очевидных правоотношениях, которые также подпадают под этот закон.