Законодательство "О защите прав потребителей"
Закон "О Защите прав потребителей" был принят в 1992 году в целях устранения пробелов в законодательном регулировании этой области правоотношений. С изменениями и дополнениями Закон действует и в настоящее время.
Данный Закон защищает права потребителя в сферах оказания услуг или приобретения товаров, а также регламентирует определенные нюансы взаимодействия между потребителем и организациями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги или реализующими товары.
Закон имеет ряд положительных для потребителя моментов, на которых мы остановимся чуть позже. Однако важно отметить, что потребителем в понимании Закона, то есть лицом, которое вправе пользоваться всеми его преимуществами, является гражданин, приобретающий товары или заказывающий услуги сугубо для личных бытовых нужд, то есть для себя или членов своей семью, если это не связано с предпринимательской деятельностью.
Иногда бывает непросто сразу определить, подпадают ли сложившиеся правоотношения под действия Закона "О защите прав потребителей". Конечно, если гражданином приобретен какой-то продовольственный или бытовой товар в магазине, заключен договор на проведение ремонта в квартире - тут все понятно, действует Закон "О защите прав потребителей".
Однако бывают спорные ситуации, когда, например, гражданином заключен договор на постройку гаража, который является нежилым помещением, но гражданин планировал хранить в нем свой личный автомобиль. В таком случае данные правоотношения будут подпадать под действие рассматриваемого Закона. Если же осуществляется, например, постройка нескольких боксов для большегрузных машин, то, конечно, рассматривать эти правоотношения как оказание услуг для личных бытовых нужд будет нельзя.
Также бывают разночтения с постройкой или произведением ремонта в объектах недвижимости. Если это жилое помещение, то тут тоже все достаточно понятно. Если же это, например, апартаменты, в которых можно проживать как самостоятельно, так и использовать объект сугубо для извлечения прибыли, то есть сдавать в аренду, тут уже будет существовать определенная проблема. Если такой спор попадает в суд, то истцу необходимо будет доказать, а суду выяснить, с какой целью гражданин обратился за соответствующей услугой.
Недавно в нашей практике как раз была ситуация, когда женщина обратилась в суд с требованием о взыскании неустойки за нарушение сроков сдачи апартаментов, которые приобретались для личных нужд - для проживания в них. Однако суд первой инстанции, основываясь лишь на том, что данное помещение является нежилым, в силу определенных юридических формальностей отказал во взыскании штрафных санкций, предусмотренных Законом "О защите прав потребителей". При рассмотрении подготовленной нами апелляционной жалобы удалось доказать, что, несмотря на то что помещение значится как нежилое, оно соответствует всем критериям для постоянного проживания и женщина приобретала его для того, чтобы в нем проживать. Штрафные санкции в этом случае составили более миллиона рублей.