Изменения в области ОСАГО

Изменения в области ОСАГО

В настоящее время законодательство в области ОСАГО претерпело достаточно большие изменения, и то, что было актуально 10 или даже 5 лет назад в этой области, в настоящее время свою актуальность потеряло.
Для автолюбителей, попавших в ДТП, кажется очевидным, что если гражданская ответственность виновника ДТП застрахована, то потерпевшему в ДТП будет произведено страховое возмещение, а виновнику ничего платить не придется. К сожалению, это не так.
В области законодательства об ОСАГО действуют специальные правовые нормы, несколько отличные от гражданского законодательства в области возмещения ущерба. В частности, расчет причиненного ущерба при взаимодействии со страховой компанией происходит по специальным нормативам: расчет стоимости запчастей происходит по так называемой "Базе РСА" (Российского Союза Автостраховщиков), цены в которойниже реальной стоимости тех же запасных частей на рынке нашего региона; расчет ремонта производится по так называемой "банковской методике", то есть методике расчета ремонта, утвержденной Центробанком.
Что можно предпринять в этой ситуации? Во-первых, для проверки правильности расчетов, произведенных со стороны страховой компании, можно обратиться к независимому эксперту, который произведет предварительный расчет суммы, подлежащей выплате по ОСАГО, а также суммы реального ущерба, то есть суммы, необходимой для фактического ремонта автомобиля. Разница между этими суммами и будет составлять размер возмещения, который можно требовать с виновника ДТП. У потерпевшего в ДТП в таком случае будет понимание, занижена ли страховая выплата и о каких суммах возмещения с виновника идет речь.
Еще следует сказать о том, что в соответствии с действующим законодательством страховая компания обязана произвести ремонт поврежденного ТС, то есть привести его в состояние, в котором оно находилось до ДТП. Однако, как говорилось выше, сумма страховой выплаты часто ниже суммы фактического ущерба, вследствие чего ремонт производится достаточно редко. Основаниями для отказа в ремонте может служить отсутствие у страховой компании заключенных договоров с соответствующими СТО, заключение соглашения с потерпевшим и прочее. Стоит отметить, что, если есть основания полагать, что суммы страхового возмещения может быть недостаточно, ни в коем случае не следует торопиться с заключением такого соглашения.
Как показывает практика, требовать в судебном порядке от страховой компании "натурального" возмещения ущерба, то есть ремонта, не совсем конструктивно, поскольку возникают вопросы с фактическим исполнением такого решения суда.
А что происходит с фактическим исполнением решения суда по взысканию ущерба с виновника ДТП? Как показывает практика, ущерб, как правило, взыскивается, поскольку у службы судебных приставов сейчас есть достаточно большие полномочия в виде наложения арестов на карты, счета должника, также существует возможность наложения ограничений на транспортное средство виновника ДТП, которое впоследствии может быть реализовано для погашения взысканных судом денежных сумм.